Художник-постановщик Александр Васильевич Мягков родился 12 июля 1923 года в Москве. В годы Великой Отечественной войны был призван в армию, но из-за близорукости в боевых действиях не участвовал, служил армейским художником. В 1953 году окончил художественный факультет ВГИКа (ученик Фёдора Богородского, Юрия Пименова, Григория Шегаля). В 1980 году был удостоен звания народный художник РСФСР.
Творческая биография Александра Васильевича всецело связана с киностудией «Мосфильм». Он работал с режиссёрами Георгием Данелией, Леонидом Гайдаем, Юрием Озеровым, Владимиром Герасимовым, Борисом Барнетом, Андреем Фроловым, Василием Журавлёвым, Фёдором Филипповым, Юлием Карасиком, Ефимом Дзиганом, Игорем Таланкиным, Юрием Вышинским, Борисом Рычковым, Самсоном Самсоновым, Михаилом Туманишвили.
В фильмографии Александра Мягкова есть картины, без сомнения, памятные нескольким поколениям зрителей - «Песня табунщика» (1956 год), «Жених с того света» (1958), «Лавина с гор» (1959), «Испытательный срок» (1960), «Алёнка» (1961), «Большая дорога» (1962), «Я шагаю по Москве» (1963), «На завтрашней улице» (1965), «Человек, которого я люблю» (1966), «Освобождение» (1968-1971), «На Севере, на Юге, на Востоке, на Западе» (1972), «Выбор цели» (1974), «Солдаты свободы» (1977), «Баллада о спорте» (1979), «Белый снег России» (1980), «О спорт, ты - мир!» (1981), «Восьмое чудо света» (1981), «Одиночное плавание» (1985).
В 1972 году за оформление пятисерийной киноэпопеи о Великой Отечественной войне «Освобождение» Александру Васильевичу Мягкову была присуждена Ленинская премия.
Умер художник 1 марта 2002 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Память о нём хранят не только киноработы, но и полотна, написанные на протяжении жизни и иконы, увидеть которые можно в храмах Подмосковья...
По воспоминаниям родных Александра Мягкова, «он был русским интеллигентом, впитавшим в себя уходящую культуру XIX века, отличным рассказчиком, с тонким чувством юмора», а ещё, скромным, не публичным человеком. Мемуаров Александр Васильевич, к сожалению, не оставил. Но в 2000 году в интервью телевидению поделился рассказом о работе над кинофильмом «Я шагаю по Москве» - культовой картиной 1960-х годов.
В год 100-летия со дня рождения Александра Васильевича Мягкова, художника-постановщика «Я шагаю по Москве», этой кинокартине исполняется 60 лет, тоже юбилейная дата...
Кинофильм режиссёра Георгия Данелии, снятый по сценарию поэта Геннадия Шпаликова, стал одним из наиболее ярких в период «оттепели», без преувеличения можно сказать, символом того времени и, по определению критики, первой лирической комедией в советском кинематографе - с великолепной работой оператора Вадима Юсова, сумевшего эффектно показать Москву с неожиданных ракурсов, передать атмосферу и настроение летнего дня в городе и, конечно же, с трогательной музыкой композитора Андрея Петрова...
«Утренняя Москва»
(Андрей Петров)
Оркестр под управлением Эмина Хачатуряна
О том, что наиболее памятным оказалось в работе над фильмом «Я шагаю по Москве», рассказывает Александр Мягков. В Интернете воспоминания Александра Васильевича публикуются впервые.
Тогда всё было значительно проще: все были молодые, всё было на ходу, в коридорах, на бегу... В то время большинство объектов для фильмов строились в павильонах. Сейчас снимают картины в подборной натуре, в старых домах где-то, приспосабливают. А тогда почти всё строили в павильонах.
Вот даже такой, казалось бы, небольшой объект, как музыкальный магазин, и то пришлось строить в павильоне. Потому что, всё-таки, актёра привести в ГУМ, было очень трудно...
Все проходы, все общие планы снимали в ГУМе, а крупный план, там, где Галина Польских и Никита Михалков, это павильон, это уже не своды ГУМа.
Этот фильм мне очень легко дался - легче, чем другие. Видимо, из-за того, что талантливый очень режиссёр был Данелия. Не надо было спорить, что-то доказывать, всё было очень просто. Мне легко было работать с ним, потому что Данелия - архитектор по образованию. И мы понимали друг друга очень хорошо... До этого фильма мы не были не знакомы. Я старше был, работал на студии уже довольно долго. И получилось так, что я, в первую очередь, не с режиссёром, а с директором этого фильма работал...
Данелия говорил о том, что фильм должен быть современный очень, так сказать, новаторский... Когда выбирали натуру, ехали на машине, по-моему, сидел за рулём Данелия, и ехали мы по Комсомольскому проспекту. Навстречу нам появилась кавалькада Хрущёва с сопровождением. А я сидел на переднем сидении, рядом с режиссёром и у меня в руках был визир. Это такая большая чёрная труба со стеклом, очень похожа на миномёт. И в этих машинах сопровождения Хрущёва какая-то паника возникла... Мы испугались. Были слышны щелчки какие-то... Когда они проехали, поняли, что нас просто могли расстрелять...
Места для съёмок мы все вместе выбирали - Юсов, Данелия и я. Ездили по Москве на машине долго-долго. Этому процессу уделялось очень большое внимание. Хотелось показать на экране Москву какую-то необычную, новую, современную, «умытую» такую Москву - такую, которую никто ещё не видел в кино. И, действительно, это получилось, потому что после нашей картины многие фильмы оказались подражательскими. Это было какое-то новое слово в изображении. У нас был прекрасный оператор Юсов, очень современный человек, какое-то особое видение было у него.
Видимо, был разговор у Данелии с Петровым и с оператором о том, как представить эту сцену с велосипедом - ноги, колёса... и музыка там великолепная! Этюд очень красивый, мне очень нравится.
«Под дождём»
(Андрей Петров)
Оркестр под управлением Эмина Хачатуряна
Я не на всех съёмках был, потому что был занят в павильонах при постройке декораций, но на каких-то был, конечно. И очень хорошо помню, как Данелия работал с актёрами. Тут вот в чём дело: это единственная была группа молодёжная, то есть, все были актёры молодые и съёмочная группа была молодая, ну, с небольшим исключением. И поэтому договориться всегда было очень просто. Я не помню ни одного конфликта на съёмочной площадке, просто их не было, по-моему. Может быть, там где-то за кадром и было что-то, я этого не знаю. Но так, всё было очень мило, красиво и элегантно.
Был пустой переулок, никакого кафе. Но поскольку у нас была задача совместить современную Москву и Москву старую, нашли такой уголок, где решили построить это кафе. В то время современная архитектура у нас в России только появлялась. И вот эти козырьки, «стекляшка» эта, всё было построено для фильма.
В Парке культуры довольно сложно было снимать, потому что, всё-таки, там постоянно народ. Мы снимали в обычный день. И у колеса обзорного, у входа... Там и милиция была, она помогала нам, но всё-равно, это было сложно. Мы там даже достраивали такую балюстрадку, через которую люди перепрыгивали, помните?
Вмешательство было во все объекты, конечно. Так просто ничего не снимают...
Это снимали на набережной. Очень красивый эпизод, мне очень понравился, там ритмика такая...
Я рисовал, в общем, тот день, в котором мы жили, так можно сказать...
Нам хотелось показать квартиру солидного писателя. И там такой казус был: для того, чтобы эту сцену с Басовым, с полотёром снять, надо было настоящий паркет иметь, а на студии тогда паркет был просто запрещён. Мы или бумажный паркет клеили, или у нас был такой фундусный паркет, заменяемый. И для того, чтобы положить настоящий паркет, было специальное совещание дирекции студии. Тогда это были большие деньги, а картины бедные были...
«В метро»
(Андрей Петров)
Оркестр под управлением Эмина Хачатуряна
В то время большинство жило в коммунальных квартирах, я и сам жил в коммуналке... И нам хотелось показать новую отдельную квартиру, в которой живёт наш герой. Это сейчас привычное дело, а тогда отдельная квартира - довольно редкое явление. Вот эти пятиэтажные хрущёвские дома, которые стали появляться... Сейчас мы к ним относимся скептически, а тогда они были мечтой... В этих новых квартирах скрытая проводка, стены панельные... Всё строилось в павильонах. Квартиры Кольки и Сашки решили делать на контрастах.
Мы даже всей съёмочной группой выбирали шкаф... Шкаф, это, как у Чехова, - вокруг шкафа должна была атмосфера создаваться... Ходили в гости друг к другу, видели такие квартиры...
Квартира Саши, героя Стеблова, тоже строилась в павильоне на «Мосфильме». На стенах детские рисунки висят, это брат его, якобы, рисовал... Стол праздничный накрыт...
В те времена собрать гостей было целой проблемой. Видите, столы ставились из комнаты в комнату и мебель собиралась у соседей, как правило. Мы подбирали мебель с таким расчётом, чтобы у всех стульев были разные спинки, чтобы было бы видно, что это из разных квартир, от соседей.
Задача была подобрать разностильную мебель, так сказать, собранную из разных квартир. Потому что, обычно люди тогда приезжали в пустую квартиру и покупали новую обстановку, новую мебель. И вот тогда признаком, ну, что ли, нового быта, могла стать новая люстра, какой-то там секретер или вот такой куманец*... В то время такие люстры новинкой были...
Это были годы, когда жизнь очень менялась, ну и нам хотелось показать эту перемену в жизни, чтобы она была заметна в фильме. В то время появились первые радиолы, первые чешские гарнитуры. Чешская мебель, такая угловатая и очень примитивная, из орехового дерева, но она, конечно, сейчас производит совершенно дикое впечатление, а тогда это был предмет роскоши, предмет зависти, что ли. Вот этот секретер, это из чешского гарнитура. Тоже самое, радиола, это тоже была новинка в то время.
Обычная двухкомнатная квартира. Тогда трёхкомнатных мало было. Семья среднего достатка - отец с матерью инженеры, видимо. Это видно по облику самого героя, Сашки. Видно, что он из интеллигентной семьи. И квартира Кольки - это тоже такая старая московская русская семья...
«Я шагаю по Москве»
(Андрей Петров - Геннадий Шпаликов)
Никита Михалков
Оркестр под управлением Эмина Хачатуряна
Сейчас Москва совсем другая, совсем другой город, по-моему, город, скорее европейский. Вот мы сейчас проехали по Москве... На ту Москву мало похоже. Мне кажется, если сейчас воскресить человека из того времени, то он не узнает Москву, если провести его по этим улицам. Я вот даже сам не узнаю Москву там, где я жил раньше - там всё сломано, всё застроено... А как показать Москву? Это трудная задача.
Сейчас в Москве новые районы, новостройки... Они не интересны, но поражают своим масштабом. Неузнаваемое многое... А для меня улица Горького - ключевое место.
Посмотреть кинофильм «Я шагаю по Москве» вы можете в
Виталий Гапоненко, 12 июля 2023 года
Сайт «Retroportal.ru» благодарит за большую помощь в создании страницы об Александре Васильевиче Мягкове племянницу художника Елену Анатольевну Мягкову и его двоюродного внука Дмитрия Юрьевича Бокарёва.
Примечание: * куманец - керамический сосуд для воды и вина с носиком и ручкой у горла, на подставке, с большим отверстием в центре. Куманец обычно покрывают растительным орнаментом, изображениями птиц и зверей.